ЮС АвтоLogoЮС Авто

Кто обязан проходить предрейсовый медицинский осмотр

Обязанность прохождения предрейсового медицинского осмотра – это ключевой элемент безопасности на транспорте. Узнайте, как избежать штрафов и правильно организовать процесс в соответствии с законодательством.

Кто обязан проходить предрейсовый медицинский осмотр

Кто обязан проходить предрейсовый медицинский осмотр: требования 2025 года

Предрейсовый медицинский осмотр (ПМО) представляет собой необходимый этап в системе обеспечения безопасности на транспорте. В 2025 году установленные требования к проведению осмотров продолжают оставаться строгими. Они регулируются законодательством и подлежат контролю со стороны трудовой инспекции, ГИБДД, Ространснадзора и прокуратуры. В этой статье мы детально рассмотрим, кто обязан проходить предрейсовый медицинский осмотр, какова его частота, какие штрафы предусмотрены за нарушения и как организовать процесс в соответствии с действующими нормами.


Определение предрейсового медицинского осмотра

Предрейсовый медицинский осмотр представляет собой необходимую процедуру для проверки состояния здоровья водителя перед началом работы. Главные цели осмотра включают:

  • Выявление состояния алкогольного или наркотического опьянения.

  • Определение наличия признаков усталости, гипертонии или стресса.

  • Подтверждение того, что водитель готов к безопасному управлению транспортным средством.


Категории водителей, подлежащих предрейсовому медицинскому осмотру в 2025 году

Согласно Приказу Минздрава №835н и ФЗ №196 "О безопасности дорожного движения", к обязательному ПМО относятся:

1. Все водители, управляющие транспортными средствами в служебных целях

Это касается не только таксистов, водителей автобусов и грузовиков, но также включает водителей корпоративного автопарка, экспедиторов, курьеров и доставщиков.

2. Водители организаций, занимающихся перевозкой пассажиров или грузов

  • маршрутные такси

  • автобусы, используемые для школьных перевозок

  • логистические компании

  • специализированный транспорт (скорая помощь, полиция, пожарные службы)

3. Индивидуальные предприниматели, использующие транспортные средства для коммерческой деятельности

  • самозанятые и ИП, работающие в сфере такси

  • водители, предоставляющие свои автомобили в аренду с водителем

  • лица, использующие транспорт для доставки товаров


Кто не обязан проходить предрейсовый медицинский осмотр

  • Частные водители, управляющие личными автомобилями в частных целях.

  • Работники, у которых транспортное средство не является средством труда.

  • Водители, арендаторы без регистрации в качестве ИП или без договора перевозки (хотя в этом случае возможны споры).


Частота проведения медицинского осмотра

Основные требования:

  • Перед каждым выходом на линию (даже в случае короткой смены).

  • Ежедневно, если транспорт используется регулярно.

  • При сменной работе — перед каждой сменой.


Локации для проведения осмотров

Возможные варианты:

  1. Медицинский кабинет организации

    — при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности.

  1. Договор с лицензированной медицинской клиникой

    — можно использовать аутсорсинг ПМО, выездные медики или стационарные пункты.

  2. Автоматизированный пункт (АПМО)

    — терминалы с алкотестерами и биометрическими системами, подключенные к удаленному медику.


Ответственные за проведение предрейсового медицинского осмотра

Процедуру обязан проводить только медицинский работник с соответствующей квалификацией:

  • Фельдшер

  • Медсестра, прошедшая переподготовку по ПМО

  • Врач (в редких случаях)

Медработник должен быть:

  • В штате организации, имеющей лицензию.

  • Или в составе компании, имеющей договор с работодателем.


Требования к медицинскому работнику

  • Наличие диплома о среднем медицинском образовании.

  • Прохождение переподготовки по программе "ПМО" не менее 144 часов.

  • Действующее свидетельство об аккредитации.

  • Удостоверение личности.

  • Подтверждение допуска к процедурам.


Оформление результатов прохождения ПМО

После завершения осмотра медик обязан:

  • Записать результаты в журнал ПМО.

  • Сделать отметку в путевом листе.

  • В случае использования АПМО — верифицировать полученные результаты.


Документы, подтверждающие прохождение ПМО

  1. Журнал учёта с ФИО, датой и подписью медицинского работника.

  2. Путевой лист с отметкой "допущен".

  3. Электронные данные в системе ЕГИСЗ (если используется АПМО).


Ответственность за отсутствие ПМО

Если водитель не прошёл ПМО, а работодатель отправил его на линию, это будет являться нарушением законодательства.

Предусмотренные штрафы:

  • Для юридических лиц — до 130 000 ₽.

  • Для должностных лиц — до 30 000 ₽.

  • Для ИП — до 50 000 ₽.

  • При повторном нарушении — возможна приостановка деятельности.


Контроль и проверки

Проверка наличия ПМО осуществляется следующими органами:

  • ГИБДД — во время рейдов и остановок транспортных средств.

  • Ространснадзор — в процессе лицензирования и проверок.

  • Трудовая инспекция — на основании обращений.

  • Страховые компании — при расследовании ДТП.


Вопрос о проведении ПМО удалённо

Возможность удаления ПМО существует, если установлен АПМО:

  • Водитель проходит тестирование через терминал.

  • Данные обрабатываются удалённым медиком.

  • Результаты фиксируются в системе, а водитель получает допуск.

Тем не менее, даже в этом случае в системе должен быть лицензированный медработник, закреплённый за организацией.


Организация ПМО на предприятии

Рекомендации для работодателей:

  1. Определите список работников, обязанность которых включает прохождение ПМО.

  2. Заключите договор с медицинской клиникой или наймите работника.

  3. Установите график осмотров.

  4. Назначьте ответственного за всю документацию.

Рекомендации для ИП или самозанятых:

  • Найдите клинику, предлагающую услугу ПМО.

  • Заключите договор.

  • Проходите осмотр перед каждым рейсом.


Взаимосвязь ПМО и путевого листа

Путевой лист считается недействительным, если:

  • Нет отметки медицинского работника.

  • Осмотр проведён некомпетентным специалистом.

  • Данные внесены с опозданием.

При ДТП страховая компания может отказать в выплате.


Распространенные ошибки и мифы

Осмотр может проводить сам водитель

Нет, только медик имеет право проводить такую процедуру.

Можно купить отметку за небольшую сумму

Риски: уголовная ответственность и отказ в страховой выплате.

Если выполняется один рейс, ПМО не нужно

На самом деле, ПМО обязательно — его необходимость не зависит от длины маршрута.


Часто задаваемые вопросы

Кто обязан проходить ПМО в сфере такси?

Все водители, осуществляющие коммерческие перевозки, независимо от региона и тарифов.

А если я индивидуальный предприниматель в сфере доставки?

Да, вы обязаны проходить ПМО.

Можно ли делать осмотр накануне рейса?

Нет, непременно требуется проходить его перед рейсом.


Заключение

В 2025 году предрейсовый медицинский осмотр остаётся строго обязательным процессом. Все водители, использующие транспорт в работе, должны проходить его ежедневно перед выходом на линию. Работодатели обязаны обеспечить соответствие процесса законодательным нормам, а водители — проходить осмотры и фиксировать допуск в своей документации. Несоблюдение требований грозит несением штрафов и серьёзными последствиями в случае дорожно-транспортного происшествия. Поэтому важно следовать установленным правилам — проводить осмотры вовремя и под контролем лицензированных специалистов.